Представители российской золотодобывающей отрасли направили в адрес депутатов Госдумы обращение о необходимости урегулирования юридического казуса. Аналогичное письмо адресовано правительству страны, сообщает «Российская газета».
Уточняется, что речь идёт о проблеме особо защитных участков леса (ОЗУ). Существующие нормативы по-разному формулируют возможности золотодобывающих компаний, которые работают на месторождениях с такими лесными участками. Сложившаяся ситуация существенно усложняет работу старателей. Также достаточно серьёзным является вопрос необходимости актуализации информации, которая содержится в государственном лесном реестре.
С ноября нынешнего года в соответствии с президентским распоряжением в стране запускается механизм «регуляторной гильотины». Данное правило предусматривает работу по пересмотру и аннулированию в срок до 2021 года тех нормативно-правовых актов, которые оказывают негативное влияние на предпринимательскую среду. Цель «гильотины» — формирование в правовой сфере новой системы предельно чётких и понятных правил, по которым будут работать субъекты хозяйствования. Пересмотр нормативных актов будет осуществляться с привлечением экспертов и представителей бизнес-сообщества.
Свою позицию по проблеме ОЗУ уже озвучили золотодобытчики. В обращении, которое подписал Виктор Таракановский, руководитель Союза старателей России, утверждается, что страна в настоящее время лидирует в мире по критерию объёма добычи золота россыпного типа. По информации же федерального Министерства финансов, в данном сегменте извлечения золота только в минувшем году были добыты 115 тонн драгоценного металла — это порядка трети от всего количества, полученного на промыслах.
Задействование россыпного метода по сути велось с древних времён. Несмотря на то, что технологии изменились, места этой работы на сегодняшний день остаются прежними — это долины рек и ручьёв. Для того, чтобы получить разрешение на промысел на определённой площадке, требуется приобретение лицензии. Конкурсы, по результатам которых осуществляется распределение участков, проводятся Роснедрами. Затраты на этот процесс достигают сотен миллионов рублей в зависимости от особенностей конкретного месторождения и объёма запасов. Такая лицензия даёт не только право извлекать драгметалл, но и обязывает выполнять эту работу.
В документации на участок обычно нет никакой информации касательно существующих обременений. В связи с этим старатели могут попасть в непростую ситуацию. К примеру, после того, как горнопромышленное предприятие доставляет на месторождение персонал и технику, начинает производственный процесс, на площадку прибывают представители органов прокуратуры, заявляя о том, что участок находится в особо защитной лесной зоне. Таким образом, по мнению сотрудников надзорных структур, оператор золотодобычи нарушает природоохранное законодательство просто фактом своей работы.
В свою очередь, руководство предприятия узнаёт о таком ограничении уже после приобретения разрешения. Тем не менее оно вынуждено подчиниться требованиям органов прокуратуры и приостановить выполнение работ. Такое действие, в свою очередь, также рассматривается как нарушение, но уже структурами Росприроднадзора: в соответствии с требованиями лицензии, компания обязана вести разработку месторождения.
В начале 2020 года о правовых коллизиях рассказывал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он направил соответствующие письма в Минприроды после того, как получил обращение от предприятий золотодобывающей отрасли Забайкалья. В этом регионе порядка двух третей золота извлекаются из россыпных залежей. Впрочем, в обращении золотодобывающих компаний указано, что проблема с защитными участками леса актуальна не только для Забайкалья, но и для Амурский и Иркутской областей, ряда других субъектов федерации.
После того, как омбудсмен оформил своё заявление, в средствах массовой информации появились сообщения о существовании административного барьера — о запрете добычи золота на особо защитных участках леса. В ответ на письмо Бориса Титова была обнародована рекомендация перевода земель из лесного фонда в другую категорию участков. По сообщениям старателей, они получали такие же советы от Минприроды. Таким образом, после смены статуса площадок проблема исчезнет сама собой. Тем не менее на практике реализовать эту рекомендацию крайне проблематично. Кроме того, расположение указанных площадок непосредственно в лесных массивах по факту делает такую операцию невозможной.
Ещё одним барьером, который явно мешает работе предприятий отрасли, является недостоверная информация в государственном лесном реестре. В частности, достаточно показательным процессом в этом плане является слушание соответствующего дела в Московском арбитражном суде. По решению инстанции был удовлетворён иск одного из флагманов отечественного золотодобычи — компании «Ксеньевский прииск» — к Рослесхозу. По мнению суда, в госреестре действительно содержатся недостоверные данные касательно особо защитных участков.
По заверениям отраслевых предприятий, если устранить проблему с ОЗУ, в бюджет страны начнут поступать дополнительные доходы в сумме до 15 млрд рублей только в виде налога на добычу. Подчёркивается, что в текущем году выручка от поставок золота за рубеж оказалась большей, чем доходы от экспорта газа. В условиях существующей нестабильности ценовой политики на рынке углеводородов наращивание добычи драгоценного металла даст возможность России обеспечить компенсацию части недополученных поступлений от нефтегазового экспорта и позволит поддержать экономику государства.
Общественная редакция в Красноярске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.