В закупках Светлана Овчинникова работает более 15 лет. Сейчас – руководит направлением IT закупок и проектных закупок в "Ренессанс Банке". В зону ее ответственности также входит методология и развитие закупочных процессов.
Сложности, с которыми столкнулась Светлана и ее коллеги в 2022 году, только вначале казались непреодолимыми, но на сегодняшний день решения найдены, а цены на некоторые категории закупаемых товаров удалось не только сдержать, но и оптимизировать по сравнению с февралем предыдущего года.
О том, как Светлана Овчинникова справляется с вызовами, она рассказала в интервью корреспонденту "Директора по закупкам" Алексею Стефанову.
– Светлана, расскажите, с чем вам сегодня приходится сталкиваться, с какими сложностями?
– Сложности заключаются в том, что ушли поставщики, вендоры, производители того оборудования и тех программных продуктов, товаров и услуг, которые были для нас бизнес-критичными. Это стало довольно серьезным затруднением. Ведь закупки должны обеспечивать непрерывность бизнеса, чтобы клиенты Банка постоянно получали сервис высокого уровня. Чтобы добиться этого, мы прошли тернистый путь.
– Отсутствие каких продуктов для вас стало наиболее критичным?
– Наиболее чувствительными были категории IT-оборудования, включая сетевое и инфраструктурное, персональные компьютеры и ноутбуки, программное, пользовательское, прикладное и инфраструктурное обеспечение.
– И как вы вышли из положения?
– Нельзя сказать, что ситуация окончательно стабилизировалась до сих пор. Мы находимся в процессе непрерывных улучшений, проводим анализ рынка, ищем новых производителей и решения. В первую очередь, изучаем линейки российских производителей. Это позволяет снизить риски по срокам поставки, уменьшает валютную составляющую, а, значит, снижает зависимость от волатильности курса. Кроме того, мы смотрим на то, как можно использовать то, что у нас уже есть, например, программные продукты и решения с бессрочными лицензиями, которыми владеет банк. Узнаем, можем ли мы их развивать и обновлять, есть ли экспертиза на рынке, или все-таки нужно их заменить на новые.
– Чтобы продлевать каике-то программы, нужно оплачивать их не из России.
– Есть разные способы лицензирования. Например, подписка, когда покупатель каждый год должен вносить периодические платежи. Для такой модели могут возникнуть сложности как с оплатой, так и с продлением прав. И если у вендора не будет доброй воли продлить сотрудничество, то клиент останется без этого программного продукта. Продукты, приобретаемые по такой модели, первыми попали в зону риска. В течение 2022 года мы искали альтернативы подобным решениям.
Существуют долгосрочные подписки – на три-пять лет. И это продукты, которыми мы можем продолжать пользоваться. Но с ними могут возникать сложность с обновлениями и решениями инцидентов.
Есть и такие программные продукты, как, например, Microsoft, которые компания покупает бессрочно. Но и в этом случае они продолжают функционировать без обновлений, а техническая поддержка оказывается своими силами компаний. Например, когда Webex стал недоступен на территории РФ, мы использовали Skype для бизнеса, который не поддерживается Microsoft, но дает нам необходимо время, чтобы подобрать альтернативу этому приложению.
– Есть российские аналоги?
– Да есть. Мы как раз недавно выбрали российский аналог. Пока его тестируем и внедряем. Это требует времени.
– Что еще пришлось заменить?
– Если говорить про программное обеспечение, то мы заменили немало продуктов в сфере информационной безопасности. Российский рынок ПО в этой области более развит, а решения достаточно зрелые. Также мы нашли вариант покупки у российских производителей серверного оборудования, успешно провели с ними переговоры и заключили договор. Уже были первые поставки для нашего ЦОДа. Кроме того, планируем покупать российские ноутбуки. Есть и другие успешные кейсы, где мы заменили иностранное программное обеспечение и оборудование на российское.
– То есть можно сказать, что сегодняшний кризис помог прийти российскому бизнесу и в вашу сферу?
– Мы шли по пути импортозамещения достаточно давно, с 2014 года. В 2019 году Минцифры создало реестр программного обеспечения, которое получило налоговые преимущества. Все это подталкивало нас к использованию продукции российского рынка. Но есть компании, например, Oracle, Cisco, Microsoft, продуктам, которых на сегодняшний день нет полных аналогов. Нам приходится прилагать немало усилий, чтобы найти им замену, но это не останавливает бизнес.
– А стоимость закупок увеличилась или сохранилась на каком-то уровне?
– Конечно, рост инфляции, геополитическая ситуация, уход многих ключевых производителей не могли не отразиться на ценах. При этом ситуация неоднородная для разных категории закупок. Где-то рост выше, какие-то цены удается сохранять на прежнем уровне, но в некоторых категориях и снижать. Не все вендоры ушли с рынка. Пришли новые поставщики и производители. Конкуренция осталась. Поэтому у закупок и сегодня есть инструменты и рычаги для получения более выгодных предложений.
В этом нам помогает выстраивание правильных взаимоотношений с нашими поставщиками. К примеру, те же серверы мы закупили с экономией относительно 2021 года. Переговоры с производителем были длительные и непростые, но у нас все получилось.
– А как вам удается убедить поставщиков сегодня продавать свои продукты дешевле?
– Только переговоры. Мы стараемся устанавливать с нашими поставщиками долгосрочные партнерские отношения. Это важно для обеих сторон. Поставщик понимает, кто мы, знает наши объемы. За счет этих объемов мы можем рассчитывать на скидки. Банк открыто работает с поставщиками и всегда стремится к ситуации win-win. Долгосрочное партнерство дает поставщику пространство для маневра, в результате он стремится идти на встречу нам.
– Но тендеры у вас все также проводятся?
Да, конечно, у нас проводятся тендеры. И закупки у нас, однозначно, конкурентные. Но для ряда решений конкуренция невозможна. Но мы в любом случае к ней стремимся, потому что это самый надежный инструмент для получения лучших условий.
Источник: Директор по закупкам
Общественная редакция в Красноярске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.